Без штампов

Е. Баранова о спектакле «Однажды в детстве» : интервью с драматургом А. Добровольской

  (сайт театра «А-Я», 2013 г.)

Недавно в театре «А-Я» состоялась премьера детского спектакля «О том, кто под кроватью», который является первой серией в театральном проекте-комиксе «Детство нового героя». Маленькие зрители со своими родителями на полчаса отправились в необычное приключение с Майей и Костей, которые всю дорогу сражались со страшным Марлинбонцом, который живет под кроватью, и его приспешниками. Актеры постарались на славу, хохотал весь зал и взрослые, и малыши. Сначала дети боялись Марлинбонца, но в конце концов Майя и Костя победили его слуг и тем самым помогли ребятам победить свои собственные страхи. Как же удалось создать такой захватывающий спектакль? Об этом расскажет драматург Анна Добровольская, которая долгое время занимается проектом «Детство нового героя».

Я читала, что проект создан довольно давно. Как пришла такая необычная идея сделать спектакль о детях для детей?

Проект был создан в рамках фестиваля пьес для детей «Маленькая премьера». Это серия театральных комиксов для детей. Мы хотели создать что-то новое. Есть много сказок народных и не только, но все они стали штампами. Мы решили сделать что-то свое, отличающееся от всего предыдущего. Брали интервью у детей, играли с ними. Так и родился наш новый герой, получилось сюжеты для спектаклей.

У каждой сказки есть своя мораль и цель. А какая цель у вашего проекта?

Перспектива была такая — сегодня мы пишем пьесу для малышей. Но сейчас это малыш. Почему «Детство нового героя» — потому что он вырастет и превратится в того героя нового времени, поколения, на которого они сами будут смотреть в кино в театре. У моего поколения были герои из книг, кино. А у этого поколения фактически нет ничего. Героя нет. Есть какая-то множественность существ, которая обладает, какими-то личностными качествами. У детей нет ориентиров, героя как такого нет. Поэтому мы захотели создать этого героя, живого, настоящего. Героя их времени.

-Но у детей наверно тоже есть герои, придуманные ими самими?

-Дети все время предлагают нам свои идеи. Каждый сюжет проекта «Однажды в детстве» — преодоление какого-то страха. Марлинбонца придумал мальчик, мой крестник. Это существо, которое в ответе за все плохое, что есть в жизни ребенка. Что бы ни произошло, во всем виноват Марлинбонц. Задача малыша понять, что все козни Марлинбонца преодолимы и не так уж страшны, все это можно победить и приобрести какие-то новые качества, перестать, например, бояться того, кто живет под кроватью.

-А мальчик, который придумал этого Марлинбонца, видел спектакль? Интересно, какая бы у него была бы реакция.

-Он с родителями уехал сейчас на дачу. Да, это безумно интересно, потому что мы вместе это придумали. Сейчас он уже взрослее, чем показан в спектакле. Да, они оба выросли и Костя, и Майя, стали деловыми такими. (смеется) Но мы продолжаем с ними работать, я знаю, чего они боятся. Какие-то другие дети рассказывают, чего они боятся и из этого рождаются новые истории и способы как победить свои страхи.

-К детям наверно нужен особый поход. Сложно было с ними поладить?

-Нет не сложно, с ними играешь. Я сначала пыталась по-взрослому с диктофоном брать интервью. В результате и я замучалась, и дети. Тогда мы просто заперлись в комнате и просто начали играть. Три часа колбасились, барахтались, и так придумалась эта история, потому что Костя забрался под одеяло. Мы с Майей начали его искать, и так родилась эта идея про супер-одеяло, а дальше уже появилась история про то, как Марлинбонц хотел украсть Майю.

-И какое у Вас ощущение от собственной работы? Вы довольны?

-Никогда не бываешь собой доволен. Всегда кажется, что можно было еще лучше. К счастью, это такой сериал театральный. Будем стараться от раза к разу лучше. И конечно актеры молодцы — ребята еще сами молодые. Детство не забыли.

-А не сложно было вживаться в роль?

-Не сложно. Они наблюдают за детьми. Например, Инга, которая играла Майю, брала какие-то ужимки у своей дочки.

-Получилось очень похоже.

-Мы наблюдаем за детьми, играем с ними, разговариваем. Мы стараемся сделать театр, который разговаривает с детьми, учит их. Потому что у них другое ощущение мира. Не скажу, что оно правильнее, чем у взрослых. Оно правильнее с точки зрения творческого восприятия. Потому что когда ты в обалдении от своих штампов, ты как черепаха в панцире, а они голенькие. Они воспринимают мир таким, какой он есть, а не через фильтр уже готовых схем.

-Наверно когда дети видят себя же на сцене им легче.

-Конечно, они понимают, что у них есть союзники. Они не в окружении каких то монстров, которые заставляют их есть, причесываться, спать, а есть союзники, есть с кем пообщаться, есть что обсудить.

-Обсуждение как то помогает раскрываться детям?

-Мы все время приглашаем детей на Лабораторию. Там собираются профессионалы- взрослые, но дети очень помогают. Мы показывали эскизы в спектаклях детям и по их реакции проверяли, что хорошо, что плохо, где можно потише сделать звук, где усилить. И сейчас продолжаем эту работу с детьми.

-Детям удалось перебороть свои страхи с помощью спектакля?

Пожалуй, дочка Светланы Кочериной после показа сказала, что ей стало легко засыпать в темноте . Дети сразу после спектакля отбирали у мам платки и начинали играть, как Костя с Бай-баем.

-А когда же состоится следующая серия?

-Будет следующий проект этого комикса, пока не скажу, как называется. Он будет осенью. Приходите и увидите новые приключения Кости и Майи.

Екатерина Баранова

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика