Сколько стоит зритель?

Григорий Заславский (Вести FM) о театральной реформе

Мы решили иногда публиковать на сайте материалы, касающиеся театра в целом. Сегодня мы представляем выступление Г. Заславского «Зритель Чехова за охапку Куни, или не считайте театралов рупь за штуку»

Сколько стоит зритель? В Минкульте разработали систему реформирования столичных театров. Предполагается, что культурные учреждения будут финансировать, исходя из количества купленных билетов на тот или иной спектакль. Система будет протестирована в следующем году и полноценно заработает в 2017 году, обещают в Министерстве. Поможет ли новая инициатива взлету театрального искусства в России, задумался культурный обозреватель «Вестей ФМ» Григорий Заславский.

Надо сказать, что сама идея перехода от бюджетного финансирования к субсидиям зрела уже давно, и предполагалось, что она будет введена уже с 1 января следующего года. Но вот реформа, судя по всему, будет носить несколько иной характер. Сперва предполагалось, что финансировать государство будет конкретные спектакли, теперь вот — что финансировать будут зрителя, если можно так сказать. То есть дотация будет впрямую зависеть от количества проданных билетов. Причем заработает она с того момента, как будет введена в действие единая автоматизированная система учета продажи билетов. Предполагается, что произойдет это летом следующего года.

По поводу единой системы у меня сразу есть серьезное возражение. С одной стороны, вроде бы — сплошные плюсы, но система эта совершенно игнорирует нашу российскую театральную практику. В Америке единый театральный билет — вещь естественная. У нас же билет — это произведение искусства, дизайна, билет — это часть эстетической программы театра, поэтому у каждого театра — свои билеты. Единый же эту уникальность, понятное дело, убьет. Те, кто придумывал ее, к сожалению, совершенно не в курсе того, как формировался, как развивался русский театр. Очень жаль.

Что касается поддержки зрителя и финансирования театра, исходя из посещаемости, а еще точнее — исходя из количества проданных билетов, то вроде бы это разумно. Театр пустым стоять не может и не должен, особенно, конечно, если это — театр, который финансируется из кармана налогоплательщика, ведь у нас все заботятся именно о нём!

Хотя совершенно будет неверно, если в Минкультуры посчитают, что может быть какая-то единая цена у зрителя. Тут без учета специфики — никак не обойтись. И показателей разных, которые необходимо учитывать, я с ходу могу назвать не меньше 10.

Зритель оперного спектакля — дороже, чем зритель в драматическом театре. Зритель, который приходит на коммерческую комедию Рея Куни, вообще не должен финансироваться государством, а вот зритель, который идет на Чехова или Толстого — это дорогой зритель. Разумеется, государство должно особо заботиться о том, чтобы театры интересовались и ставили современную драматургию. Следовательно, и это нужно поощрять особо. Если единица бюджетного финансирования — зритель, то зритель, который идет на Коляду, например, тоже должен финансироваться щедро. И так далее!

Можно причитать: ну как же так? Да вот так! Именно так в России уже не первый год финансируются школы и больницы, то есть учебные и лечебные заведения. То есть можно вспомнить, как театры сопротивлялись этому уравниванию и введению самого понятия «услуга». А выходит — не мытьем, так катаньем — так оно постепенно и получается.

Я уж не говорю, что в одном театре зал — 1100 мест, а в другом — 60, и цена зрителя в этом случае тоже не может быть одинаковой, поскольку и тому и другому надо включать свет, платить за воду и канализацию. И говорить о том, что тот театр, который побольше — эффективнее, смешно. Поскольку в искусстве — это вроде бы еще всем понятно — не все можно измерить количеством. Даже если это — количество театральных зрителей.

http://radiovesti.ru/article/show/article_id/185010

http://radiovesti.ru/article/show/article_id/185010

А сколько же стоит маленький зритель, тот самый, который после посещения театра, захочет прочитать Гоголя и Пушкина, а потом, если детский театр будет достаточно профессиональным и качественным, обязательно захочет сходить и в оперу, и на самую модную интеллектуальную постановку. И станет тем самый думающим зрителем, о котором мечтает любой режиссер. [фото из спектакля «Ревизор»]

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *