Новые «Три мушкетера»

А. Горелая, интернет-журнал Wecherom: «…и хоры, и менуэты, и эстрадные мотивы, и тяжелые гитарные риффы  , и арии, и дуэты»

В Петровском переулке спрятался маленький детский музыкально-драматический театр «А-Я». Его так сразу и не найдешь, потому что все внимание оттягивает на себя Театр Наций. Тем интереснее было в него попасть. Неброская вывеска, крутая лестница вниз, крохотный гардероб, зал на 44 места и уютная, почти домашняя атмосфера фойе и расположившегося тут же кафе.

На стенах симпатичные картинки, детские рисунки, несколько старых афиш, а с потолка свисают белые бумажные самолетики и журавлики. После помпезности и холодности больших театров здесь как-то сразу пропитываешься теплом и дружелюбностью. И 9 октября в «А-Я» прошла премьера рок-оперы «Три мушкетера» по мотивам одноименного романа Александра Дюма, поставленной Ириной Рудник.

Первое о чем думаешь, когда начинает звучать музыка Андрея Пересумкина и актеры появляются на сцене: «Боже, как им, должно быть, тесно!» Статные, высокие артисты заполнят собой все пространство и воздух, но постепенно это ощущение тесноты пропадает, и тебя захватывают времена легкомысленного и куртуазного Людовика XIII. Все знают роман Дюма о приключениях трех мушкетеров и Д`Артаньяна и понимают, что за 1 час 50 минут невозможно рассказать о всех перипетиях этого произведения. Режиссер сделала акцент на герцоге де Ришелье, показав его умным стратегом, вдумчивым и по-настоящему переживающем за судьбу Франции. Неспроста у названия оперы есть приставка – «с дебютом и эндшпилем» — начальная и заключительная стадии шахматной партии. Ришелье здесь главный игрок, руководящий и белыми и черными фигурами, умело продумывающий каждый свой ход и предугадывающий ходы своего невидимого противника. Его роль исполнил Андрей Покатилов.

Надо сказать, что в этом спектакле довольно много четких попаданий в цель с точки зрения раскрытия персонажей. Может быть, Дюма их задумывал совсем другими, но композитор и режиссер сделали их именно такими, а актеры, дополнив их своим видением и эмоциями дали им жизнь и право на существование. Особенно запоминается Богдан Осокин, сыгравший юного Людовика XIII – маленький, изящный, жеманно-манерный, капризный, поначалу игривый, но постепенно взрослеющий и к концу оперы превращающийся в настоящего короля Франции. Выразительная мимика актера и приятный тембр голоса удачно довершают образ. Также остается в памяти Константин Хрустачев, исполнивший вечного ловеласа Арамиса, Александр Данилов, сыгравший восторженного Д`Артаньяна, и Руслан Аллахвердиев – брутальный Рошфор и Атос. Ему вообще можно было не играть – одним своим присутствием на сцене он уже вызывает трепет: сурово-сведенные брови, хмурый и тяжелый взгляд, он даже просто на стуле сидит колоритно. Бэкингем (тот же Константин Хрустачев) – вообще отдельная история. С широкой голливудской улыбкой, с прической а-ля Элвис Пресли и смешными очками он больше напоминает американца, нежели английского герцога, но зато сразу ясно — он точно не француз, правда, не до конца понятно, за что в него смогла влюбиться Анна Австрийская. Из женских образов выделялись Татьяна Кармалеева и Екатерина Брежнева, сыгравшие Констанцию и Миледи соответственно.

«Три мушкетера», хотя они и идут без антракта, смотрятся на одном дыхании, и провисаний между сменами сцен и декораций нет, что не может не радовать. Заскучать просто не успеваешь. Во многом эта динамика поддерживается Алишером Хасановым (режиссер по пластике) и Владимиром Клочковым (педагог-балетмейстер), поставившим зрелищные пластичные номера. Чего только стоит шахматная партия, разыгрываемая Ришелье, где его фигурами становятся вмиг обезличенные придворные, король с королевой и герцог Бэкингем, или марлезонский балет – одно из любимых развлечений Людовика XIII при дворе.

Рок-опера – это, прежде всего, музыка. Здесь были и хоры, и менуэты, и эстрадные мотивы, и тяжелые гитарные риффы, и арии, и дуэты. Этот музыкальный винегрет звучал удивительно гармонично и даже рэповый выпад короля не смотрится чем-то нелепым и лишним.

Качество пения – другой вопрос. «Три мушкетера» — произведение новое, необкатанное, пока ощущается его сыроватость, особенно у Анны Кунгурцевой, исполнительницы юной королевы Франции. Опять же – это всего лишь премьера и волнение актеров вполне понятно. Впереди же у рок-оперы неплохие перспективы, ведь спектакль – это как хорошее вино, чем больше выдержка, тем богаче вкус и аромат.

Все действие оперы разворачивается на маленькой сцене театра, но нехватка пространства решается с помощью зеркал (Дмитрий Дробышев, художник-постановщик). Вращающиеся зеркала, расположенные друг напротив друга, создают длинные коридоры, в которых исчезают и появляются персонажи. С их помощью словно бы открываются потаенные ходы и секретные комнаты Версальского дворца, графично набросанного на большом белом полотне.
Кстати, белый цвет является одним из основополагающих в этой постановке. Помимо него, спектакль выдержан еще в двух оттенках – черном и красном. Нетрудно догадаться, что каждый из них значит. Здесь особенно хочется отметить работу Ольги Оськиной. Ее костюмы – просто космос, без всякого преувеличения. Несмотря на кажущуюся простоту – мушкетеры щеголяют в джинсах, рубашках и сапогах на каблуках, героини – в длинных платьях, а монашки – в просторных балахонах, — костюмы просто потрясающие: корсеты, затейливые рисунки цветочного орнамента на тканях, мячики для пинг-понга, парики из веревочек, сверкающие маски. Короны короля и королевы вообще сделаны из пластиковых бокалов для шампанского, которые к концу оперы превращаются в знакомые нам атрибуты власти. Очень символично и эффектно.

Несмотря на некоторую сырость в некоторых моментах спектакля и его шероховатости, он оставляет самое благоприятное впечатление и желание увидеть его снова, только уже на большой сцене.

Александра Горелая

Ближайшие показы – 30 октября, 6 и 27 ноября 2015. Петровский пер., 5, стр. 9.

http://wecherom.ru/tri-mushketera/

герцог Бэкингем

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *