Вспомнить детство

Е. Баранова о спектакле «Однажды в детстве« : интервью с  А. Покатиловым

(сайт театра «А-Я», 2013 г.)

22DSC00798

19 апреля в театре «А-Я» состоялась премьера детского спектакля»О том, кто под кроватью», который является первой серией в театральном проекте-комиксе «Детство нового героя». Я должна была встретиться с создателем этого сказочного мира, режиссером спектакля Андреем Покатиловым. Он представлялся мне серьезным, пожилым мужчиной, но оказался молодым и в расцвете сил. В нем кипела энергия. На загорелом лице особенно выделялась приятная улыбка. Не было барьера, который обычно стоит между незнакомыми людьми, с первых минут мы начали болтать безумолку. Аккуратно управляя машиной, он успевал эмоционально жестикулировать. Андрей рассказал, что едет со съемок сериала «Умник», который будет показываться на «Первом канале». Его отпустили всего лишь на час, но за этот час мы успели поговорить о многих интересных вещах.

-Как пришла идея спектакля?

— Нам показалось интересным сделать что-то новое, отличное от всех сказок про кощеев бессмертных и красных шапочек. Мы с супругой взяли интервью у наших крестных детей. Просишь их рассказать что то, а они -ляляляля. Вычленить, конечно, главную информацию было довольно сложно, но в итоге получился вот такой вот Марлинбонц, который живет под кроватью.

-То есть они все сами полностью придумали?

-Это абсолютно их. Они придумали дракона какого-то. И слово как таковое — Марлинбонц придумали они.-Такое слово необычное.

-Да. Откуда оно взялось — загадка. Только детский мозг может такое вытворить. Потом стали размышлять, кто может победить злодея. Мы решили, что это должен делать Костя, но при помощи чего? Потом пришла мысль что самое безопасное место в мире если не с мамой и не папой, то это одеяло. то есть — я полностью защищен. а остальное уже -дело техники.-Очень ярко получилось.

-Спасибо.-А что вас не устраивает и что вы хотите доработать?

-Меня не устраивает финальный бой мальчика с Марлинбонцем. Костя там не использовал всю силу одеяла.

-Вы наверно тоже вспоминали свое детство, когда ставили?

-Знаете, к сожалению «свое детство было давно», я пытался как то вспоминать, но больше я работал от наблюдения за детьми. В этом собственно и кроется секрет актерского искусства, режиссерского. И так как я все же в первую очередь актер, я брал текст, примерял на себя роль, выстраивал картинку.

-Что сложнее играть взрослого или ребенка?

-Ребенка гораздо труднее. Потому что, когда играешь взрослого человека ставишь себя в предлагаемые обстоятельства. Ну может еще примеряешь образ, но в основном пользуешься опытом, который имеешь в своем возрасте. А когда ты играешь ребенка, ты так или иначе должен погрузиться в детство. Я, будучи актером, очень не любил играть детей, потому что это безумно сложно. Представьте: такой взрослый дядя пытается из себя что то выговорить детское, подурачиться на сцене. Возникали вопрос как это сделать. Не надо играть какого-то конкретного ребенка, а нужно вспомнить каким ты был себя. Да у нас и актеры молодые , у кого-то есть дети. Им было за кем наблюдать, перекладывать на себя. И, конечно, добиваться хорошего результата.

-Да, очень хорошего. У меня мама ходила на спектакль и после него прямо в восторге была. Говорит мне : « Ну прямо копия тебя в детстве». И я вспоминаю свои ощущения в детстве, когда Майя открывает дверь, а за ней темнота, страхи. И всегда пироженка ждала до завтра.

-Да, эта темнота и правда страшная для детей. Мы пытались создать образ детского страха, создать его таким образом, как будто его не существует, он в голове мальчика.

-Наверно поэтому некторые дети так испугались.

-Но этот страх создан специально, чтобы с ним бороться.-А вот чего же боялись вы в детстве?

-О, хороший вопрос. У нас на стене висел портрет актрисы Гундаревой. И я ее жутко боялся, потому что, где бы я не находился, она всегда на меня смотрела. Ну и всяких ужастиков, конечно, но это уже не то.

-Какой реакции вы ожидали от зрителей?

-Я вообще очень переживал, что они будут бояться. Мы даже когда ставили — думали, как же страшно-то, дети все описаются, не дай бог. Я, к сожалению, не видел реакции и вот в следующий раз только смогу увидеть. Но вообще спектакль ставился не только на детей, а на семейную аудиторию. Задача ставилась, чтобы состоялся диалог детей со взрослыми. Чтобы они нашли общий язык, вспомнили, что им нечего бояться, что у них всегда есть поддержка.

-В спектакле не было смены декораций. Это делалось специально?

-Да, детям легче воспринимать, тем более что спектакль идет всего 30 минут. А кровать это такое место, где ребенок может спрятаться, там уютно.- А в следующих эпизодах комикса кровать останется?

-Кровать никогда не уйдет, это совершенно точно.-Это любимое место.

-Да,да, совершенно точно. Ты ведь играешь на кровати, читаешь на ней, мультики смотришь. Это целый мир.-А вы будете показывать предыдущие части, прежде чем показывать следующую?

Наверное, это от желания зрителей зависит. Во-первых, маленький человек вряд ли просидит полтора часа, может быть с антрактом.

-Дадите хотя бы маленький намек на то, что будет в следующем эпизоде.

-Ну… могу сказать, что это будет опасный поход.

Екатерина Баранова

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *