Гофман для начинающих

О. Сапожникова: «Золотой горшок»: версия для начинающих пользователей.

http://o-sapozhnikova.livejournal.com/336323.html

Перед тем, как отправиться с сыном в театр «А-Я» на спектакль «Золотой горшок», я решила подготовить дитя к нашему походу классическим образом: прочесть ему повесть Эрнста Теодора Амадея нашего Гофмана, которая легла в основу этой постановки. Чтобы знал, к чему готовиться. Открыла книгу… и закрыла. Ибо поняла: одно из двух — либо дитя в процессе ознакомления заснёт, либо перестанет спать вообще. Моя вина — доверилась собственному юношескому впечатлению, не удосужилась освежить в памяти давно не читанную сказку…
Чтобы не пугать публику, скажу сразу:
1. Спектакль прекрасен.
2. Серёжин сон несокрушим.
3. Сын мой, имея склад души вполне романический, совершенно очарован золотисто-зелёной змейкой и её таинственным родителем.
Знакомство детей с произведениями Гофмана обычно ограничивается сказкой о девочке Мари и её деревянной игрушке. Родившимся в семье любителей классической музыки удача улыбается несколько шире: опера Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» даёт им весьма приблизительное, но настроенчески верное представление о творчестве этого немецкого писателя-романтика, представляя собою музыкальный дайджест из нескольких историй, вышедших из-под его пера.
Сказки Гофмана действительно тяжеловаты для детского ума — они мрачны, многослойны, переполнены масонской символикой… Но в афише театра «А-Я» значится, что спектакль, на который нам досталось приглашение от сообщества mosblog, предназначен для юных зрителей от десяти лет. Парадокс.
Так что я могу сказать об увиденном? Мистики и философии в постановке осталось немного. Совсем чуть-чуть — ровно столько, чтобы сюжет остался осмысленным, чтобы была видна раненная поэзией душа Ансельма, в глазках Серпентины сквозила жертвенность Музы, архивариус Линдгорст не казался юродивым со своими монетками…
gold3
В спектакле много прямых цитат из первоисточника, неизменённого текста. У этой медали две стороны: это говорит о бережном отношении к произведению, но и делает постановку более сложной для восприятия. Говоря о возрастной планке, поставленной для этого спектакля, можно предположить, что недавно перешагнувшие её гражданята могут быть просто не готовы к такому погружению.
В частности, впечатление моего юного зрителя о спектакле оказалось весьма «атмосферным»: он не слушал, он ориентировался на картинку — да, картинка была чудо как хороша. Стоит подчеркнуть, что основная игра смыслов обеспечивалась не за счёт декораций — да это было бы и не получилось на столь крохотной сцене. Декорации спектакля очень лаконичны, обыденны и «бесцветны» — но ровно до того момента, пока размеренный бюргерский «праздник живота» не сменяется мистическими картинами из жизни Саламандра и его домашних. Здесь акценты расставляются при помощи света и звука. Эту фишку Сергей «словил», она составила основную ноту его настроения «на выходе». Яркие, «с кровавым подбоем» мистические сцены особенно поразили его. Весьма оживили действие и песни на стихи Анны Добровольской и музыка Андрея Пересумкина — это также мнение юного зрителя.
Основную сюжетную линию сын понял просто: Д’Артаньян влюбился в змейку, а Вероника им мешает. Остальные персонажи несущественны и служат для антуража. Но понравились — все.
Да, десятилетнему ребёнку действительно довольно трудно объяснить основной смысл произведения, да и надо ли это? Всему своё время. Сейчас он воспринял основную сюжетную линию постановки, и для него главное, что Ансельм (Александр Данилов) нашёл своё счастье с очаровательной Серпентиной (Александра Пытлик). А куда они понесут свой золотой сосуд, с кем по соседству станут жить, станут ли ходить в гости к Геербрандам, например, — какая, право, разница! 🙂
gold2
Противостояние харизматичного архивариуса Линдгорста (Андрей Покатилов) и старухи Рауэрин (Наталья Кляшторная) в постановке театра «А-Я» не настолько очевидно, как это обстоит в первоисточнике — тайный архивариус скорее противопоставлен миру обывателей, и потому эта линия не перекрывает основную, и образ старухи с её «сынком»-котом (Андрей Денисков) остаётся несколько в тени.
Оттеняют основную линию и образы «порядочных горожан» — конректора Паульмана (Антон Юшков) и регистратора Геербранда (Руслан Аллахвердиев). Они сочувственно относятся к «припадкам» Ансельма, от души пытаются помочь ему — избавить от «видений», вернуть в ряды здравомыслящих, законопослушных граждан, пекущихся о своей карьере, достатке и общественном мнении. Но сочувствие это — до поры, ибо происходящее с Ансельмом и этих совершенно приземлённых герров сбивает с толку — и с ног… На счёт тайного архивариуса Линдгорста свои приключения они почему-то не относят, и потому выходит, что сватовство Геербранда к Веронике Паульман — самая логичная и эффективная развязка, выводящая злополучного студента из круга общения «порядочных».
Кстати замечу, что убеждённая мещанка Вероника в исполнении Татьяны Кармашевой, в отличие от своего прототипа, оказывается более принципиальной в отстаивании своей сердечной привязанности к Ансельму: во время визита Геербранда она не только кается в своём обращении к ведунье, но и даёт понять отцу и новоиспечённому жениху, что студента не забыла, и что сбывающаяся мечта — стать надворной советницей — её не так уж теперь и радует. Это поднимает Веронику над «потребительской корзиной» и делает её более романтичной героиней, чем Гофман прописал. 🙂
Вердикт: надо видеть. Спектакль идёт полтора часа, но отсутствие антракта совершенно незаметно.

P.S. После того, как окончился спектакль, Сергей отправился искать гримёрку. Ему нужна была золотисто-зелёная змейка. Александра Пытлик любезно согласилась пообщаться с восторженным зрителем — и зритель подарил ей змейку, сплетённую из резиночек. Выразить своё восхищение устно Серёжа не смог (был смущён), поэтому напишу здесь: со слов нового поклонника Александры, вполне понятно, почему Ансельм предпочёл Серпентину — она такая красивая! :)))
Далее юный, но уже опытный театрал Серёжа дождался, пока разойдутся зрители, и провёл автограф-сессию — на нашей программке расписались все актёры, задействованные в спектакле. 🙂 Удалось познакомиться ему и с режиссёром-постановщиком спектакля «Золотой горшок» — заслуженным артистом России Александром Бордуковым.

gold4
Теперь собственно о самом театре. В Петровском переулке мы в первый раз, это «домашняя» сцена театра «А-Я». Подобное помещение, наверняка, занимал и театр, скрывавшийся за нарисованным очагом. :))) Фойе едва вмещает всех гостей, но — в тесноте, да не в обиде. Уют и гостеприимство этого крошечного театра с лихвой искупают такое мелкое неудобство.
Зал очень невелик — всего на 50 зрителей. Билеты продаются без мест — детей сажают в первый ряд, взрослые рассаживаются в свободном режиме — и это скорее плюс: всё равно плохих мест нет…

gold1

Comments
  1. В основе пьесы произведение немецкого писателя-романиста, смысл которого актеры прекрасно доносят до юного зрителя, а небольшой зал создает яркий эффект приближенности действия настолько, что порой казалось младший сын Руслан не выдержит просто сидеть в кресле, а побежит помогать Ансельму и Серпентине. Старшие девочки с замиранием сердца следили за происходящим и не спешили по окончании спектакля уходить из стен театра. Всем детям очень понравилась уютная обстановка, удобный небольшой зал. Появилось желание посетить и другие постановки из репертуара театра «А-Я» . Спасибо Вам!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *