«Три мушкетера» в формате твиттера

К. Мешковаоб умнейшем напористом стратеге кардинале Ришелье

«Вы сделали то, что должны были сделать, д’Артаньян, но, может быть, вы сделали ошибку».
(Атос)

Ах, какая это была книга! Зачитанная советскими школьниками разных возрастов до дыр, до растрепанного корешка и замусолившихся уголков под партами или одеялом! Книга, в которой пьянки, драки, азартные игры и приключения, а главные герой — забияка, франт, простак и мудрец! Смертельные предательства и заговоры, вечная дружба и преданность, искренняя любовь и дворцовые интриги, лихие погони и дуэли — в идеально выверенных пропорциях. Книга — где «Один за всех – и все за одного» и дерутся просто потому, что дерутся! Вуаля, Александр Дюма — «Три мушкетера».

Всезнающий «Яндекс» на запрос об экранизациях и постановках романа Александра Дюма рассказывает о двустах с лишним фильмах и спектаклях. Кажется, что придумать что-либо новое и оригинальное уже невозможно. Но в детском музыкально-драматическом театре «А-Я» композитор Андрей Пересумкин и режиссер Ирина Рудник внимательно перечитали бессмертное произведение, воскликнули «Каналья!» и сочинили рок-оперу с дебютом и эндшпилем «Три мушкетера». Либретто по мотивам романа написала Светлана Кочерина, поэтические тексты – Анна Добровольская и Антон Юшков. Декорации к новому спектаклю придумал художник-постановщик Дмитрий Дробышев, а иронические и нарочито манерные костюмы — Ольга Оськина.

«То, что сделал предъявитель сего, сделано по моему приказанию и для блага государства.»
(Ришелье)

IMG_8696 copy

Книга Александра Дюма — то ли о мушкетёрах, то ли об их лакеях. А может о короле и его кардинале? Или о герцоге английском и французской королеве? Или о коварной преступнице Миледи и бедной камеристке королевы? В «Театре А-Я» сочинили спектакль об умнейшем напористом стратеге кардинале Ришелье. Именно кардинал в исполнении Андрея Покатилова в белом плаще с кровавым подбоем красно-кровавом костюме сыграет на подмостках театра в шахматную партию. Партию, в которой кардинал объясняет Рошфору правила игры на живых фигурах, появляющихся по очереди на доске – от мушкетеров и гвардейцев — до короля и королевы Анны.

Впрочем, надо отметить, что идея с шахматами не нова, дебют и эндшпиль с эффектами slow-mo в стиле братьев Вачовски можно увидеть в постановке, например, РАМТ. Но если большое сценическое пространство РАМТ позволяет многое, то крошечная сцена театра А-Я, напротив, создает дополнительные сложности. Ирина Рудник вышла из этой ситуации достойно: на черно-белом полу шахматной доски только игрок и фигуры, по периметру — зеркальные двери. Двери все время в движении — открываются, закрываются, отражают актеров и их персонажи, смешивая реальность и зеркальное отражение.

Сударыня, почему же, позвольте вас спросить, вы не надели алмазные подвески?
Ведь вы знали, что мне было бы приятно видеть их на вас.
(Людовик XIII)

IMG_8753 copy

Шестьсот страниц романа создатели спектакля уложили в 1 час 50 минут. Такой хронометраж привел к тому, что перипетии мушкетерской истории рассказываются зрителям как в Твиттере. Каждый твит не может быть длиннее 140 символов, а в случае с рок-оперой — длиннее песни. Получился набор клипов, где звучат то старинные менуэты, то речитативный рэп, то мелодичные эстрадные песни. Выбрав историю с алмазными подвесками в качестве основной, режиссерская команда пожертвовала множеством сюжетных линий романа, обозначив их едва заметным пунктиром. Картины спектакля стремительно сменяют друг друга, зеркала мелькают: мушкетерская дуэль-знакомство под стенами Аббатства заканчивается едва начавшись, полную приключений дорогу до Лондона д’Артаньян пролетит за четыре такта, миледи леди Винтер казнят за сценой, там же пройдет осада Ла-Рошель. Зато вместе с актерами можно пережить любовные передряги Анны Австрийской, Констанции Буонасье и Людовика XIII.

Все музыкальные номера исполняются в «живую», на мой взгляд, в таком помещении можно обойтись без микрофонов и усилителей, в некоторые моменты даже хотелось уменьшить громкость. Но спектакль планируют показывать на более крупной сцене Дома Учителя, там усиленный звук будет уместен. Мне довелось побывать на втором показе, волнение премьеры сказалось на звучании голосов, были небольшие сбои. Безусловно, еще нужно время, чтобы ушел премьерный нерв, и спектакль задышал полной грудью. Тем не менее, хотелось бы отметить Констанцию Буонасье, которую исполняет Татьяна Кармалеева, она же педагог по вокалу.

Все тот же юный хитрец! Положительно необходимо, чтобы эта четвёрка друзей перешла ко мне на службу.
(Ришелье)

IMG_8712 copy
Брилиантик постановки — ария Ришелье «На ниточке».  В трехминутной музыкальной партии раскрывается весь характер кардинала — он, в отличие от игривого Людовика (Богдан Осокин), более разумный правитель, отличный стратег и превосходный тактик, беспокоящийся о судьбе Франции и умеющий найти подход к разным людям.
Друг мой, для Атоса это слишком много, для графа де Ла Фер, — слишком мало.
(Атос)

IMG_8725 copy

Еще один бриллиантик — костюмы актеров. Отличить «хороших» от «плохих» очень просто: первые — в белом, последние — в черном. Ришелье в красном. Фаназия художника по костюмам Ольги Оськиной воистину безгранична: при скромном, полагаю, бюджете она сочинила яркий визуальный ряд спектакля. Парики из веревочек, короны царствующих особ из … пластиковых стаканчиков для шампанского, венецианские маски, ажурные кружева. Мушкетеры, облаченные в джинсы, ковбойские сапоги и широкополые шляпы. Рошфор и Миледи, затянутые в черное, — прямая аллюзия к Женщине-кошке и Зорро. Монашки Бетюнского монастыря, хотя и носят скромные подрясники, словно сошли на сцену из мюзикла «Чикаго» — это еще не «Тюремное танго», но лейтмотив «И в этом нашей нет вины!» звучит отчетливо.

Оценить в полной мере хореографию режиссера по пластике Алишера Хасанова на такой крошечной сцене достаточно сложно — «королевство маловато». Интересно было бы взглянуть на танцевальный рисунок спектакля на большой площадке. Но и сейчас видно, что задумки хорошие, и потенциал у актеров хороший.
Я хочу сказать, что любовь — это лотерея, в которой выигравшему достается смерть!
Поверьте мне, любезный д’Артаньян, вам очень повезло, что вы проиграли!
Проигрывайте всегда — таков мой совет.
(Атос)
IMG_8694 copy

Команда театра «А-Я» создала спектакль для семейного просмотра: детям будет интересно следить за карнавальным действом, взрослые при желании могут поискать подтексты и намеки в песенных текстах. Легкий, яркий, интересный — спектакль «Три мушкетера»  может стать таким, когда пройдет премьерная лихорадка, и артисты смогут полностью погрузиться в атмосферу игры.

P.S. После просмотра спектакля я лишний раз убедилась в правильности тезиса, что для некоторых вещей есть  «свой возраст». Кататься на санках и на карусели весело и забавно в детстве. Путешествовать — в молодости, пока достаточно сил и средств. Смотреть мыльные сериалы — пенсионном возрасте, когда много свободного времени, а забот  — мало. Читать и смотреть «Трех мушкетеров» в первый раз надо в подростковом возрасте, когда верность, дружба, отвага и щедрость бескорыстны и безрассудны. Перечитывать — в зрелости, чтобы не пропадали жажда приключений, вера в торжество справедливости, ценность дружбы и романтику любви.


Большое спасибо сайту «Отдых с детьми»и лично Ирине Садовой за возможность посетить «Детский музыкально-драматический театр А-Я».

Отзыв: http://ketosha.livejournal.com/594196.html (а также http://anothercity.livejournal.com/1267991.html; http://moscow-walks.livejournal.com/2464540.html)

Comments
  1. Free Games Download

    Посмотрел новое изделие Сергея Жигунова Три мушкетёра . Хотелось понять, отчего фильм пролетел с таким диким треском.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика