Остров детства на Петровке

Александра Горелая, портал «Wecherom»

В маленьком, но очень душевном театре «А-Я», притаившемся в Петровском переулке, поставили новый мюзикл, соединив произведения Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Даниила Хармса – людей, чьи стихи любимы и узнаваемы несколькими поколениями.

Действие происходит в недалеком прошлом, когда мир и умы детей были свободны от гаджетов, постепенно заменяющих нам реальность. Пока взрослые (бабушка с дедушкой и мама с папой) пьют в саду чай и отдыхают, пятеро детишек-сорванцов (три мальчика и две девочки) вовсю озорничают – балуются с телефоном, придумывают самые разные игры, развлекаются и проказничают.

Спектакль, объединивший самые узнаваемые тексты («Мойдодыр», «Путаница», «Чудо-дерево», «Доктор Айболит» и другие) – настоящий гимн воображению и фантазии. Ребенку, чтобы ему было весело, вовсе необязательно иметь крутые игрушки и планшет, — словно бы говорят его создатели, — дайте ему палку, и он уже летит на самолете, простая скамейка запросто превращается в пароход, а мальчишка – в милого и непослушного котенка, который никак не хочет спать, как человек – под перинкой и простынкой. Не надо захламлять детские головы, такие чистые и ясные, компьютерными зомби и агрессивными танками – пусть они путешествуют по Африке, встречаются с Мойдодыром, спасают горящее синее море и вылечивают от злости Бармалеев – их воображение безгранично яркое и красочное, способное подарить им целый мир, ни на что непохожий. Они могут придумать игру буквально из воздуха – надо просто дать им такую возможность, а не уничтожать это собственными руками.

Андрей Пересумкин, композитор «А-Я», написал для спектакля музыку, переложив тексты то в задорно-задиристые, то в нарочито-минорные мелодии. Чуковский и Хармс будто только этого и ждали – рок, немного рэпа, романсовость и речетативность – все звучит гармонично, беспрерывно двигая действие вперед. Смена одной картинки на другую, одного стиха на другой, одной музыки на другую происходит плавно и незаметно – это постоянно держит внимание и не дает отвлекаться от происходящего.

Сцена в «А-Я», как и зрительный зал, маленькая и на ней особо не разгуляешься с декорациями, тем не менее, при их простоте и лаконичности совсем не кажется, что их недостает. Пара лавчонок и «чудо-дерево» — движущаяся конструкция с разными интересными штуками – вот красный телефон с длинным черным проводом, вот ботинки и босоножки, «растущие» на ветках, вот разноцветные ленточки и куклы. Минимум средств – максимум эффекта. Большой железный таз – это болото, где застрял бегемот, море – это струящаяся шелковая ткань, огромный крокодил, проглотивший Бармалея – грамотная подсветка и игра теней.

Костюмы персонажей собраны из подручных средств — живая иллюстрация детской фантазии. Умывальник Мойдодыр выходит в синем наряде и в сапогах, обмотанных щетками, резиновыми перчатками и мочалками. Злой Бармалей – в тельняшке и белом фартуке, будто старый дворник. Ну, а Айболит – в белом халате и шапочке с большим красным крестом. Все это заставляет работать воображение не только детей, пришедших на спектакль, но и взрослых, которым мюзикл нравится едва ли не больше, чем современным мальчишкам и девчонкам. Вероятно потому, что они росли на этих стихах, шутках и каламбуре. А, может, и потому, что здесь можно снова почувствовать себя маленьким человеком и с головой окунуться в потерянный мир.

Спектакль идет 50 минут без антракта, так что его спокойно выдерживают самые маленькие зрители – от трех лет. Артисты то и дело играют со зрительным залом – и дети подхватывают известные строчки и продолжают незаконченные фразы, ловят «кокосики» и собирают распавшиеся крышечки, сопереживают героям, подсказывая, что им делать и где прячется злой Бармалей. Кульминацией всего действия выступает общая песня всех героев – это три поколения людей – от самых старших до самых младших. Они поют гимн друг другу, призывая всех к взаимоуважению, пониманию и любви.

http://wecherom.ru/chudo-derevo/

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика