О детском театре

Дарья Невская — о детском театре и «Трех мушкетерах» в театре «А-Я»

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1550201648628198&id=100009151338033

О детском театре я замолвлю слово

Собралась написать рецензию на детский спектакль, на котором побывала в пятницу, а вот вчера вернулась со «взрослого» премьерного спектакля Театра Мастерская П.Фоменко и решила, пожалуй, сначала напишу о нем. Когда собралась писать о детском, то хотела начать так: «Взрослые» драматические спектакли меня что-то совсем перестали радовать, будоражить, вдохновлять, поэтому я решила — пора посещать спектакли московских детских театров». Но я отложила свою мини-рецензию на взрослый спектакль, как только увидела в ФБ всю труппу Детского музыкально-драматического театра А-Я в сборе на праздновании дня рождения художественного руководителя театра Вячеслава Ерёменко. Я увидела тех актеров, композитора. режиссера, которые на прошлой неделе перенесли меня и остальных больших и маленьких зрителей из московской сы(е)рой пятницы на бал- маскарад времен короля Франции Людовика XIII и устроили нам грандиозный праздник. А дело было так.. Арт-директор и вдохновитель Театра А-Я Светлана Кочерина пригласила меня на рок-оперу «Три мушкетера» (композитор Андрей Пересумкин, автор спектакля Ирина Рудник, авторы поэтических текстов Анна Добровольская, Антон Юшков, автор либретто Светлана Кочерина), и я с энтузиазмом согласилась, так как «взрослые» драматические спектакли меня совсем что-то перестали радовать, будоражить, вдохновлять, поэтому я решила, что пора посещать спектакли московских детских театров. Признаюсь, я не ходила на детские или подростковые спектакли со времен моего школьного детства, когда мы все – взрослые и дети — были большими поклонниками знаменитого Рижского театра юного зрителя (РТЮЗ), в котором ставили свои спектакли нынешний главный режиссер театра Моссовета Павел Хомский и режиссер, на чьих спектаклях я выросла, Адольф Шапиро. После его «Рваного плаща», «Дорогой Елены Сергеевны», «Вы чье, старичье?» и других спектаклей, на которые мы ходили классом, даже не подозревая о возрастных маркировках, я ни разу не была на детском спектакле. Почему же эти спектакли стоят у меня до сих пор перед глазами? Может дело в том, что этот замечательный театр тогда был нашим единственным подлинным зрелищем, нашим балом-маскарадом, нашим балаганом, нашей ярмаркой с Петрушкой Уксусовым? Только там мы испытывали ощущение вовлеченности в искусство, назначение которого традиционно состояло в том, чтобы воздействовать, воспитывать, просвещать, образовывать, воспитывать вкус и чувства. Мне сейчас стыдно признаваться в том, что я, как и многие искушенные зрители, долгие годы снисходительно-высокомерно относилась к детским театрам. Это высокомерие, как это часто бывает, зиждилось на полнейшем незнании ситуации с состоянием современных театров, ставящих спектакли только для детей или в том числе и для детской и подростковой аудитории. Но после того, как я познакомилась со Светланой Кочериной и побывала на ее театральной мастерской в рамках нашей декабрьской конференции «Детская литература как событие», услышала критиков, драматургов, режиссеров, создающих театральное искусство для детей, я вдруг осознала, что детский театр во все времена выполнял заветы теоретика французского классицизма Н.Буало-Депрео, который в своем трактате « Поэтическое искусство»(1674) писал о воспитательном значении театрального искусства: «Волнует зримое сильнее, чем рассказ…». И предлагал драматургам, в соответствии с правила классицизма, разработать образ героя:
Пусть будет тщательно продуман ваш герой,
Пусть остается он всегда собой…
Герой, в ком мелко все, лишь для романа годен,
У вас пусть будет он отважен, благороден,
Но все ж без слабостей он никому не мил…
Он плачет от обид – нелишняя подробность,
Чтоб мы поверили в его правдоподобность…
Чтоб вас венчали мы восторженной хвалой,
Нас должен волновать и трогать ваш герой.
От недостойных чувств пусть будет он свободен
И даже в слабостях могуч и благороден.
Эта задача ни на день, ни на век, ни на три века не утратила своей актуальности – создать героя, чей жизненный опыт, характер, поступки ребята смогут спроецировать на себя. Сильнейшее воздействие синтетического искусства театра, в сочетании с волшебным ощущением вовлеченности, трагически-счастливыми «саспенсом» и «катарсисом» может угодить желаниям детей и подростков постичь себя, «воображаясь героиней» или «героем» спектакля. В юношеском возрасте с его кризисным мироощущением, с восприятием себя «лишними» — непонятыми, другими, не выявленными – молодые люди именно в искусстве находят подтверждение тому, что кто-то уже переживал нечто подобное и что к нему относились также. Даже в том случае, когда герой чем-то раздражает юного зрителя, то и в этом случае он позволяет ему взглянуть на себя со стороны и получить ответы на сакраментальные вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?».
Я не юный, а искушенный и профессиональный зритель, который уже давно во время «взрослых» спектаклей не испытывала ничего, кроме острого любопытства. Причем, в современном театральном искусстве волнует не «что», а «как», поэтому я, к сожалению, давно утратила непосредственность, которая украшает восприятие. Но когда я слушала рок-оперу «Три мушкетера» в Театре А-Я, то вдруг поймала себя на том, что мне было очень важно, чем же все это закончится. Я пела вместе с Констанцией Буонасье (актриса и замечательный педагог по вокалу Татьяна Кармалеева) о любви, хотела, чтобы они соединились, когда хор исполнял:

Ожидание любви где то за словами
Предвкушение любви только между нами
Искушение любви это неслучайно.
Вознесение любви это наша тайна

Я даже всплакнула, когда Констанция погибла. Смерть и зло, окрашенные в черные и красные цвета, скрывались в дверях, которые напоминали то крышку гроба, то зеркала в будуаре королевы. Рокайльный стиль спектакля – его вставные номера — элегантно сочетались с рокайльной декорацией и оформлением занавеса сцены. Зеркала и позолоченные виньетки ограничивали пространство, поэтому иногда возникало ощущение, что я смотрю не на маленькую сцену Дома музконцерта, а заглядываю в старинную музыкальной шкатулку, где изящные дамы и кавалеры меняются местами, танцуют и поют . Улыбка не сходила с моего лица во время замечательного пасторального дивертисмента в галантном духе. В нем сошлось все: хорошая музыка Андрея Пересумкина, очень красивые стилизованные костюмы Ольги Оськиной, яростный и страстный Д’Артаньян (Александр Данилов), галантный, распущенный и вальяжный король Франции (Богдан Осокин), блудливо-серьезная королева Франции Анна Австрийская (Анна Кунгурцева), злодейски обаятельный Ришелье (Андрей Покатилов). Юные зрители хохотали, когда за картонными облачками, барашками, луной и солнцем на палочке скрывались их любимые герои и, танцуя соврменный минуэт, пели:
Хор
Прельщенный совершенной красотою
Колена преклонил пред ней пастух
Достал свирель дрожащею рукой
И вся природа обратилась в слух.
Инфанта
Пленил флейтист пастушкино вниманье
Уж музыка ее сердечком правит
Любовное забыто ожиданье.
Смешались чувства в танце сна и яви
И в вечер просмотра и на следующий день меня не покидало забытое ощущение праздника. Я вспоминала спектакль и пыталась понять «как»? В чем секрет того, что спектакль подарил мне, взрослым и детям в зале радость? И я поняла, что «секрет» в актерской игре. Было видно, что молодые актеры получали огромное удовольствие от своей игры, от преодоления страха перед вокалом в сочетании с танцем, от своих новых возможностей, которые помогла им раскрыть любимая всеми история о рьяном молодом гасконце. Эта радость и актерский кураж передавались зрителю, возбуждая в нас всех – маленьких и больших – сочувствие и симпатию к героям. И вот эта напряженная атмосфера спектакля и контакт, который был установлен актерами с залом – это то самое важное, что современный «взрослый» театр, на мой взгляд, утратил, выстроив «четвертую» стену.

Comments
  1. Наталия

    Хотелось бы сказать спасибо РООСМНС Единая семья и артистам детского музыкального театра «А-Я»! 12 марта мы с ребенком 8 лет посетили веселое,яркое,запоминающееся представление «Один день из жизни Маленького негодника». Зал небольшой,но очень уютный; артисты молодые и зажигательные; дети хохотали над ними,а мы,взрослые,- над детьми. Выходные удались!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика