Ципы-дрипы живут под кроватями…

В. Бегунов, театральный критик, «Клаузула», 2013

Валерий Бегунов «Театральный галоп по Европе» — о спектакле «Ципа-дрипа» :  Ципы-дрипы живут под кроватями… («Клаузура», 2013 г.)

Полноценное сценическое действо, понятно, рождается из увлеченного общения артистов и зрителей. А зрители, как и любая ипостась человека, рождаются из детства, из маленьких человечков. Но их же надо научить быть зрителями! Именно этому, помимо создания семейных, подростковых и юношеских действ, посвящает свое творчество московский детский Театральный центр «А – Я».

DSC04698

Само название коллектива, созданного и руководимого Вячеславом Еременко, говорит – все от «а» до «я». А мое «я», и твое «я», и его «я», когда маленькое, то мало что еще знает – хотя и чувствует «по-взрослому». И про все-все-все, и про всех и про себя очень хочется побыстрее и побольше узнать и получше понять. Но только чтобы узнавать было интересно. И в театре «А-Я» начали цикл спектаклей для самых маленьких зрителей, от 3 – 4 лет. Одной из первых таких постановок было действо «Ципа-дрипа».
В полумраке сценического пространства возникают точки – звездное небо. Одна из них начинает расти, превращается в кружок, потом становится видно – это сцепившиеся руками и растопыренные в разные стороны какие-то… человечки? Существа? Но свет зажегся, а видео «прилета» «гуманоидов» погасло – потому что эти существа уже тут, кто где, на сцене. Они начинают шевелиться, из их серых бесформенных тел возникают отростки… превращаются в руки-ноги-головы. Они пытаются понять себя и то, что их окружает. У них возникают лица. Они пытаются говорить. И звуки изображают собою – «делая из себя» ту или иную букву. И складываясь этими буквами в слова.
Все это – в темпераментной, точно продуманной и выстроенной и легко и изящно исполняемой танцевально-акробатической игре. Чуть меньше сорока минут такого действа (ровно столько, сколько позволяет физиология жизни маленьких зрителей) – и вот перед нами группа веселых, прояснивших для себя этот мир друзей. И вот они «скатываются» в кучу малу; миг затемнения – и перед нами опять звездное небо, и группа сцепившихся в кружок существ улетает в Космос, превращаясь в точку…
Маленькие дети смотрят, не отрываясь, вскочив со стульев и так и не присев до конца. И взрослые тоже – в полном восторге. И только неуместная взрослая стыдливость мешает им соскочить со стульев и прыгать козликами…
А теперь в театре «А-Я» придумали и «театральный сериал» – «Однажды в детстве». Это цикл из нескольких постановок, события в которых разворачиваются в детской. Детские фантазии, страхи, придумки – вот материал сюжетов. Первый выпуск называется – «О том, кто под кроватью» (руководитель проекта Ирина Рудник).
Старший брат, выждав, пока родители куда-то ушли, отправляется спасать пирожные в холодильнике от подкрадывающихся вражеских демонов во главе с Марлинбонцем (а на самом деле засел за компьютерную игру). А младшая сестра защищает в это время спальню от других демонов (ими командует все тот же Марлинбонц) и готовится в поход – помогать брату в битве за пирожные. А где в детской могут таиться всякие разные вот такие какие-то непонятные и стррр-ра-а-ашенные? Да под кроватью же!
Драматург Анна Добровольская сложила из детских фантазий и страшилок, а режиссер Андрей Покатилов и сценограф Анна Шмидт поставили спектакль-игру с подушками и матрацами на кровати и вокруг нее. Девочка выкладывает из матрацев дорогу к двери. Лупит подушкой неизвестных оживших демонических существ.
Под подушку девочка и прячется для передыха. И оттуда отправляется в бой верхом на лошадке на колесиках, вооружив ее пластмассовым мечом, карандашами-раскрасками и военной фуражкой. Но у ребят есть защитник и помощник, добрый дух детской – это вздымающее и танцующее одеяло. Легко и иронично артисты вживаются в детскую манеру поведения, в детскую манеру говорить и фантазировать. Но в этой игре постепенно возникает сюжет: девочка, выторговывая себе всякие поблажки и преференции, в конце жертвенно отказывается от вожделенного (воображенного, но такого реального!) пирожного – предлагая его тем, с кем только что воевала. И все страшилки сразу превращаются в веселки. И брат возвращается. И все хорошо. Холодильник по-прежнему у наших, у своих.
Но надо сочинять новую страшилку-сюжет! А он уже есть в театре «А-Я». Это второй выпуск – «О том, кто съел пирожное».
http://klauzura.ru/2013/11/valerii-begunov-teatralnyi-galop-po-evrope-obzor/

Comments
  1. 9 апреля с удовольствием посмотрели с дочкой спектакль «Ципа-дрипа» на стихи Хармса, Р. Мухи, А. Усачева. Актеры читают стихи весело, задорно, проникновенно, с любовью к детям. Невероятно пластичные буквы, слоги. Каждый раз удивляет этот театр умением говорить просто о сложном, знанием детской психологии. Огромный плюс театра в его камерности, домашней атмосфере. Дети сидят в первом ряду, действие разворачивается у них перед глазами. Очень разнообразный репертуар. Дочка ждет каждый раз встречи с очаровательной актрисой — Натальей Завьяловой. В этот раз актеры в конце спектакля танцевали вместе с детьми. Спасибо администрации театра и «Единой семье» за радость, которую вы дарите моим детям.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика